Педагог-психолог родителям

Анонимная психологическая помощь (скачать)

Контактные данные педагогов-психологов учреждений образования г. Бреста (скачать)

 

Консультации и рекомендации для родителей:
1. Как поддерживать у детей мотивацию (скачать)
2. Глобальная сеть Интернет (скачать)
3. Берегите своих детей (скачать)
4. Мирные способы выключения компьютера (скачать
5. Детство без насилия (скачать)
6. Профилактика эмоционального выгорания матерей во взаимодействии с детьми (скачать)
7. 12 советов родителям будущих первоклассников (скачать)
8. Адаптация первоклассников к школе (скачать)

9. Как развивать интерес ребенка к школе (скачать)
10. Рекомендации для родителей дошкольников и младших школьников при временном нахождении дома (скачать)

Причины отсутствия у ребенка интереса к учению

  • Высокая тревожность
    Ребёнок боится возможных неудач: боится не успеть и действительно не успевает, боится сделать ошибку и делает их множество.
  • Инфантилизм, незрелость ребёнка
    В 6—7 лет на первом месте по-прежнему остаются игровые интересы. А в более старшем  возрасте у детей отмечается отсутствие чувства ответственности.
  • Несоответствие учебной программы возможностям, склонностям и интересам ребенка
    Учиться слишком  трудно или, наоборот, слишком легко — и в том и в другом случае становится неинтересно. С одной стороны, потеря интереса к учёбе может  возникнуть, если ребёнок не имеет необходимой базы знаний, неусидчив, ленив, плохо усваивает материал. С другой стороны, если ребёнок хорошо подготовлен, умеет писать, читать, считать, ему приходится выслушивать по десять раз одно и то же, наблюдать, как другие дети с трудом отвечают на простые вопросы. Ему может стать скучно, поскольку всё даётся очень легко. Он не учится преодолевать трудности, чтобы получить новые знания. Может наступить такой момент, когда от ребёнка для усвоения нового материала потребуются усилия, а он уже отвыкнет их прилагать, надеясь на прежнюю базу. И тогда из успевающих учеников он перейдёт в категорию отстающих.
  • Излишняя требовательность со стороны родителей
    Если родители слишком эмоционально реагируют на плохие отметки в школьном дневнике, ребёнок чувствует, что ему не доверяют. Это может вызвать протест против родительских надежд и ожиданий.
  • Конфликты с учителями
    У детей очень развито чувство справедливости. Незаслуженное наказание, как и неполученное поощрение, они переживают острее, чем взрослые.
  • Конфликты с одноклассниками
    В таком случае всё, что ассоциируется с совместным времяпрепровождением,  вызывает у ребёнка протест и нежелание взаимодействовать с одноклассниками.
  • Желание ребёнка привлечь к себе внимание родителей
    Отсутствие интереса к проблемам ребёнка, жизнь по принципу «Когда всё нормально, мама (папа) меня не замечает. У неё (него) слишком много дел» побуждают ребёнка плохими отметками стимулировать взрослых: «Послушайте, я здесь, посмотрите на меня!»
  •  Завышенные ожидания  родителей  и постоянные упрёки от взрослых
    Когда вы внушаете  ребёнку всю серьёзность и необходимость образования, требуете от него результатов, вы только запугиваете его и таким образом вызываете обратную реакцию.
  • Неуверенность  в своих силах, заниженная самооценка
    Урок выучен досконально, но когда доходит до ответа, ребёнок теряется и не может сконцентрироваться. В результате он решает: «У меня ничего не получается, поэтому я ничего не буду делать, и тогда меня не будут ругать».
  • Отсутствие навыков самодисциплины
    Ребёнку трудно сесть за уроки, когда вокруг много отвлекающих вещей: сначала интересный фильм по телевизору показывают, затем друг предложил поиграть в новую компьютерную игру. В результате уроки откладываются на потом.
  • Индивидуальные особенности ребёнка
    Если ребёнок медлителен,  невнимателен  или у него плохая память, неразвитое мышление, то он плохо усваивает материал, постоянно всё забывает, не может правильно выразить свои мысли.
  • Отсутствие преемственности
    Если ваш ребёнок не посещал дошкольных учреждений образования,  у  него, возможно, не сформированы навыки, уже освоенные  его одноклассниками.

Посмотрите  на  проблему школьной  неуспеваемости вашего сына или дочери с точки зрения их тревог, трудностей и переживаний. Вы сможете преодолеть их вместе!

свернуть

Родительский контроль

 

Рекомендации Министерства внутренних дел Республики Беларусь по использованию приложений с функцией «родительского контроля»  (ссылка)

  Обстановка в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Беларусь в настоящее время во многом связана с использованием глобальной сети Интернет в качестве специфического канала наркоторговли.

   Особую опасность представляет тот факт, что возможности анонимного приобретения психоактивных веществ с использованием телекоммуникационных устройств в сети доступны широким массам населения. Причины повышенного интереса наркопреступности к киберпространству Интернета вполне понятны: в этой среде есть особые условия для обеспечения конспиративной коммуникации поставщиков и потребителей наркотических средств.

   Широкие возможности анонимного приобретения психоактивных средств с использованием телекоммуникационных устройств в сети, а также участия в сбыте наркотиков получают подростки.

  Таким образом, необходимо принимать меры к отслеживанию активности несовершеннолетних в сети. С кем они переписываются, что ищут с помощью поисковых систем. Это можно делать как путем непосредственного доступа к телефонному аппарату с ведома ребенка, так установлением одной из программ родительского контроля, большое количество таких приложений совершенно бесплатно и находится в свободном доступе для скачивания.
 

   Родительский контроль - приложение или программа, ограничивающая те или иные функции гаджетов: смартфонов, ноутбуков.

   Подробнее о приложении 

свернуть

Памятка родителям «Компьютерная безопасность»

Памятка родителям «Компьютерная безопасность»

свернуть

Дети в зоне риска свернуть

Правила ведения разговора родителя с ребенком

 

Дайте объективную  оценку   проблеме «Уже  вечер. Ты не сделал(а) уроки».

Предоставьте информацию: «Уроки сделать проще тогда, когда у тебя есть силы. К примеру,  сразу после прогулки».

Предоставьте право выбора: «С чего ты будешь  начинать  — с физики или английского?”

Расскажите о    своих    чувствах: «Я расстраиваюсь и сержусь, когда ты подолгу  не садишься  за уроки» или «Я волнуюсь из-за того, что тебя завтра вызовет учитель, а ты окажешься не готов(а)».

Мотивируйте на решение  проблемы: «Что можно сделать в этой ситуации?»

Вместе придумайте удобный для вас обоих вариант, например: «Можно  начинать делать уроки после прогулки,  в пять часов. Я приду  в шесть часов, а проверю уроки в семь. После уроков можем вместе поиграть в настольную игру или посмотреть какой-нибудь мультфильм».

И самое главное — не ждите быстрых результатов. Помните: любовь, терпение и понимание — лучшие средства от плохой успеваемости.

 

свернуть

Как сформировать у ребенка интерес к обучению в школе?

Учебные достижения ребенка – это результат совместных усилий всех членов семьи. Родители в большей степени, чем учителя, ответственны за формирование у детей интереса к учебе, стремления постоянно узнавать что-то новое. К родным, любимым людям ребенок испытывает абсолютное доверие.

1. Всё новое вызывает у человека подсознательную тревогу. Особенно это касается детей. Поэтому нужно, чтобы ребёнок познавал неизведанное совместно со взрослыми. Его  желание продемонстрировать родителям свои новые достижения, отсутствие боязни в кругу близких людей совершить ошибку будут способствовать  развитию  интереса к учёбе. Проводите с ребёнком как можно больше времени. Изучайте его склонности и интересы, поддерживайте начинания.

2. Страх — не лучший помощник. Под излишне строгим надзором, в условиях приказов, угроз и наказаний у ребёнка будут расти отвращение и даже ненависть к учёбе и неуважение к родителям. Попробуйте связать процесс обучения с положительными ассоциациями. Делайте акцент  на успехах ребёнка: например, вместо «Ты опять не сумел» говорите «Сегодня уже лучше, и хотя пока ещё недостаточно хорошо, я верю, что ты справишься» или «Неплохо, но я знаю, что ты можешь лучше». Никогда не сравнивайте своего ребёнка с кем-то другим, сравнивайте его только с ним самим: «Вчера ты сделал пять ошибок, а сегодня только три — молодец!».

3. Покупайте ребёнку такие игрушки, которые позволят ему длительное время изучать  что-то, делать маленькие открытия. Организуйте  место, где он мог бы практиковать свои новые навыки. Например, на даче постройте песочницу и поместите рядом воду и глину. Когда у ребёнка будет возможность  что-то слепить, что-то заполнить, что-то куда-то налить, он через игру будет учиться создавать,  строить, измерять.  Очень полезны игрушки, стимулирующие  креативность  и свободу выражения, например предметы для занятий декоративно-прикладным творчеством или наборы для рисования, содержащие все необходимые инструменты, с помощью которых ребёнок сможет рисовать, чертить и раскрашивать.

4. Учёба — приятный, полезный и интересный процесс. Приучайте  детей к этой мысли — сначала в играх, потом при поиске верных решений и выборе правильных вариантов в учебных ситуациях. Ребёнок не должен воспринимать учёбу как наказание, скорее как вид игры — увлекательной и неожиданной. Продолжайте играть с ребёнком в свободное от учёбы время. Успешному обучению будет способствовать развитие усидчивости и произвольности поведения в играх по правилам (шашки, лото и т. п.).

5. Чтобы  вырабатывать у малыша  усидчивость, учите его при выполнении домашних заданий придерживаться следующих правил:

  • садиться за уроки только после периода отдыха;
  • выполнять сначала лёгкое задание, потом сложное, потом снова полегче и т. д.; делать кратковременные
  • перерывы через каждые 15—20 минут работы.

Во время  выполнения  домашнего  задания  поддерживайте положительную эмоциональную атмосферу в доме: обязательно хвалите ребёнка не только за результат, но и за старание, внимательность и усидчивость.

6. Устанавливайте связь изучаемых понятий, процессов и явлений с практической  деятельностью в повседневной жизни  на конкретных  примерах. Постоянно  обсуждайте  с ребёнком  всё, что происходит  вокруг. Объясняйте  реальную ценность знаний. Приводите примеры из вашей жизни, из жизни родственников и знакомых, из биографических фактов об известных людях. Рассказывайте, как вам пригодились те или иные знания из школьной науки.

7. Учите своего ребёнка задавать  себе вопросы по заданиям и упражнениям, например: «Чему я учусь, выполняя это задание?», «Почему здесь вместо цифры точка?»  Объясните ребёнку, что, если он чего-то не понял, не надо бояться признаться в этом. Не стыдно  не  понять  что-то  новое. И  нужно  обязательно попросить учителя объяснить ещё раз. Если же оставить  пробелы  в учебном материале сегодня, то завтра  можно получить  «двойку». Учите ребёнка сравнивать задания, которые  он выполнял вчера и сегодня, пусть он видит их взаимосвязь или, наоборот, разницу при внешнем сходстве. Это будет стимулировать его желание пополнять свои знания.

8. От ошибок не застрахован  никто, и ваш малыш тоже может ошибаться. Постарайтесь  сохранять терпение  и спокойствие, найдите способ  исправить ошибку. Ребёнок может получить очень  серьёзную психологическую  травму, если преподнести ему его ошибку в учёбе как непоправимую трагедию. Поэтому нужно не ругать, а подбодрить, вместе ещё раз повторить то, что не получилось.  Это важно не только для учёбы, но и для формирования правильного отношения к различным жизненным ситуациям.

9. Если ваш ребёнок получил неудовлетворителную отметку, не кричите, не ругайте его. Помните:  постоянное  чтение  нотаций вызывает  обратный эффект — вынуждает малыша занять оборонительную позицию. Отнеситесь к плохой отметке с пониманием,  поддержите ребёнка, предложите помощь  по более тщательной проработке материала, который оказался трудным. Возможно, малышу потребовалось мужество признаться вам во всём. В таком случае ваша реакция будет для него особенно важной!

10. Не лишайте ребёнка любимых  вещей,  лакомств или игр в наказание,  поскольку   сами по себе плохие отметки — это уже наказание для него. К тому же подобные меры могут вызвать ожесточение и сильное противостояние вместо ожидаемого компромисса — ваш ребёнок может почувствовать себя нелюбимым в семье.

11. Конфликты  с  одноклассниками   и  учителями  — нередкое явление в школьной среде. Обсуждайте с ребёнком  все ситуации,  вызвавшие обиду. Настаивайте на авторитете учителя. Объясняйте, что каждый из одноклассников  имеет право думать по-своему.  Учите воспринимать  критические замечания и понимать: сколько людей, столько и мнений.  Разговаривая с ребёнком  о конфликте, старайтесь не принимать ни одну из сторон. Если вы начнёте защищать учителя, то получится, что чувства ребёнка вы в расчёт не берёте. Если, наоборот,  будете подрывать авторитет учителя в глазах ребёнка, то он усвоит, что в подобной ситуации со старшими соглашаться не обязательно.

Пример правильного ведения диалога родителя с ребёнком

Ребёнок. Терпеть не могу  математичку!  Опять на меня наорала!
Родитель. Похоже, ты очень разозлился (так вы принимаете чувства ребёнка).
Ребёнок. Да уж. Она сказала,  что я опоздал на урок.
Родитель. Ах, так ты опоздал… Жалко, что так получилось (применяем способ активного слушания). Может быть, тебе попробовать  больше не опаздывать на занятия (помогаем создать альтернативу)?
Ребёнок. Хорошо. Постараюсь вставать пораньше (ребёнок сам находит решение).
Родитель. Отлично придумано (вывод)!

12. Понаблюдайте за вашим ребёнком, за тем как он рассказывает о школе.  Если на вопросы «У вас дружный класс?» или «С кем ты дружишь?» он начинает уходить от ответа, запинаться, нервничать, значит, причина в его взаимоотношениях с одноклассниками. Напрямую выяснять причину конфликта не стоит. Если  вы спросите ребёнка: «Ну, с кем ты опять поссорился?» или «С кем ты на этот раз подрался?»,  решить проблему не получится, поскольку такие вопросы заставят его не только оправдываться перед вами, но и заново переживать неприятные эмоции, которые вызвала у него травмирующая ситуация.

Постарайтесь, чтобы разговор выглядел как можно непринуждённее, поэтому начните беседу о школе как бы невзначай,  не касаясь  неудач ребёнка. Например,  посмотрите вместе  детский  фильм на школьную  тему, где поднимаются проблемы взаимопонимания учеников, их конфликтов с учителями и родителями. Пусть школьник  прокомментирует увиденное,  и лишь после этого поинтересуйтесь, как дела в школе у него самого. Что в фильме показалось ему знакомым  и жизненным,  а какие  проблемы — надуманными? Есть ли что-то общее у учителей в фильме и в его обычной школе? А чем они отличаются? Пусть ребёнок сравнит школьников из фильма со своими одноклассниками. Спросите, чем отличается «киношная»  школа от его настоящей и с какими проблемами ему приходится сталкиваться.

13. Постарайтесь  объяснить  ребёнку,  что все люди очень разные, кто-то может ему нравиться, кто-то — не нравиться. Так же и он может быть кому-то  симпатичен,  а кому-то  нет, это абсолютно нормально. Посоветуйте ему общаться с теми одноклассниками, с которыми ему легко, интересно и комфортно.

14. Проконсультируйтесь с учителем о том, что вызывает у ребёнка трудности в усвоении предмета: он не понимает материала? Он невнимателен?  Он не  выполняет  домашних заданий?  Или что-то  ещё? Попробуйте  позаниматься  с ребёнком дополнительно;  если не можете сами, наймите репетитора. Следите,  чтобы ребёнок выполнял  все задания,  полученные  в школе. Будьте  своему  ребёнку другом, побуждайте его к искреннему разговору. Расскажите ему, какие трудности в учёбе возникали у вас, убедите, что в этом нет ничего страшного и что ваши родители тоже когда-то помогали вам.

15. Часто ребёнок не испытывает радости от познания, потому что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряжённого труда получает заслуженную  четвёрку, а родители недовольны: они рассчитывали на девять-десять. У каждого  свой уровень развития — и надо уметь объективно оценить его. Родители должны увидеть, действительно ли ребёнок не имеет способностей к математике или ему просто лень напрягаться и решать задачи.

16. Хвалите стремление ребёнка к знаниям. Не отмахивайтесь раздражённо от его вопросов, покупайте  книги по интересующей его теме, смотрите вместе обучающие фильмы. Развивайте любознательность школьника, способствуйте зарождению новых идей. Будьте внимательны к вопросам, особенно если они звучат так: «Что это?», «Почему так происходит?».  Начните объяснять, беседовать. Подробно отвечая на все вопросы, вы формируете у ребёнка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно и вы это поощряете.

17. Трезво подходите к оценке способностей своего ребёнка. Не завышайте планку отметок, которых вы ждёте от него, не требуйте невыполнимого. Очень часто родители воспринимают ребёнка как возможность реализовать свои мечты, например: «Вот я не стал космонавтом,  а ты станешь!» Важно помнить, что ваши сын или дочь — это личности, и необходимо принимать и уважать их интересы, а не навязывать им свои. Не пытайтесь прожить жизнь за своего ребёнка.

18. Будьте осторожнее с запретами. Даже если ребёнок  и понимает  смысл  ваших  слов в его сознании они надолго не задерживаются.  Если вы вводите слишком много запретов, он просто перестаёт на них реагировать. А когда ребёнок понимает, что ему ничего не предлагают взамен, то начинает злиться и ещё активнее настаивает даже на тех вещах, которые ему не очень-то и нужны, но превращаются в способ выяснения отношений с родителями.

19. Вносите разнообразие в детскую жизнь. Вместе посещайте   музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гуляйте  по городу. Так малыш овладевает простыми,    но необходимыми   для  него  приёмами запоминания и сохранения информации в памяти, обогащается его словарный запас, формируются  умения  оформлять в словесную форму собственные суждения.

20. Каждый день встречайте ребёнка вопросом: «Что интересного было сегодня в школе?» Он будет вспоминать самые приятные события, и именно они останутся в его памяти. А на следующее утро он пойдёт в школу, зная, что ему там интересно.

21. Учите ребёнка организовывать своё время. Для успешного обучения в школе ему нужно планировать на некоторые дисциплины больше времени,  на некоторые  — меньше.  Ребёнок с раннего возраста должен уметь ценить своё время.

22. Поразмышляйте вместе с ребёнком над вопросом,  какова цель  посещения   школы и какая от этого польза. Согласитесь, никто не станет стараться и прилагать усилия в каком-нибудь деле, не зная, зачем ему это нужно. Постарайтесь донести до малыша, что главное — не отметка,  а понимание материала, что если сегодня он всё усвоил, то завтра ему будет легко и он даже сможет помочь тем, кто не справляется. Ребёнку нужно  объяснить, что, хорошо учась, он умственно растёт и совершенствуется.

23. Вы должны убеждать ребёнка в том, что знания делают его сильнее, расширяют его возможности получать желаемое. Найдите литературные произведения, фильмы, в которых умные побеждают сильных.  Приведите примеры  успешных  людей, которые при помощи  хорошего  образования и знаний смогли многого достичь в жизни.  Не забывайте о мотивации ребёнка. Покажите, что его образование нужно не родителям, а ему самому. Поинтересуйтесь, какие предметы ему нравятся, кем бы он хотел стать. Так  вы сможете  объяснить  ребёнку что, набираясь знаний, он будет приближаться к своей мечте.

24. Для каждого вида деятельности ребёнка найдите разные места Стол и стул с карандашами и бумагой может находиться в одном месте, кресло с книгами — в другом. Наличие у ребёнка разных «территорий»  для занятий позволит ему лучше концентрироваться на том, чем он занимается, научит последовательности, воспитает умение доводить начатое дело до конца.

25. Сформируйте у ребёнка привычку самостоятельно выполнять домашние  задания.   Поначалу   контролируя ребёнка полностью, постепенно переходите к выборочной проверке домашних  заданий. В первое время помогайте ему удерживать внимание, не давайте отвлекаться. Перерывы планируйте заранее. Когда вы заметите, что он спокойно выполняет задания без вашего присутствия,  отходите на несколько минут, потом возвращайтесь.

Достаточно научить ребёнка организовывать свой труд в течение первого школьного года. Затем дайте ему возможность посильную часть работы выполнять самостоятельно, а для вас подготовить вопросы. Выполненную работу оценивайте объективно, не стоит придираться к мелким недочётам. Хвалите ребёнка даже за самый незначительный успех. Пусть он почувствует свою силу и способности.  Если ребёнок просит помощи, никогда не отказывайте ему. Проследите за своими реакциями — вместо «Ну, что там тебе задали?» спросите «Что интересное нас сегодня ждёт?».

26. Никогда не приводите в пример других детей. Когда малышу постоянно  говорят о том что кто-то лучше, у него развивается комплекс  неполноценности. Ребёнок растёт с сознанием того, что мир принадлежит лучшим, а он таковым не является. Не стесняйтесь  повторять  себе, что ваш ребёнок — самый лучший и самый умный. В будущем он станет  именно таким, каким вы его видите сейчас.

27. Настраивайте ребёнка на активную работу в классе. Если он будет внимательно слушать объяснения учителя, большую  часть устных  уроков ему удастся выучить в школе и свободного времени будет больше. Приучите ребёнка старательно выполнять домашние задания — это позволит ему закрепить полученные на уроках знания и вовремя обнаружить те пробелы, которые могли возникнуть в пони мании материала урока.

свернуть

Застенчивые дети

Сегодня умение общаться, договариваться, разрешать конфликты является одним из основных условий успешности. «Коммуникабельность» - уже не просто приветствуется, а требуется при приеме на учебу, работу. Рынок услуг переполнен тренингами по коммуникации, на которых под разными  «масками» просто учат общаться.

У каждого здорового ребенка с рождения есть потребность в общении, во взаимодействии с другими людьми. С развитием ребенка меняются формы и содержание его взаимодействия, но сама потребность остается неизменной. Вот ребенок появляется на свет, и, до поры до времени, его окружают только самые близкие люди. Мир прост и понятен, пока не появляются другие люди, общество, садик, школа, где не все так просто или все совсем не просто! Обладая, как уже было сказано выше,  потребностью во взаимодействии – ребенок охотно общается с окружающими людьми, но  чтобы общение было удачным, нужно выучить множество правил! Для нас взрослых, эти правила кажутся абсолютно понятными и простыми, но для детей это целая наука. «Почему с бабушками на лавочке надо здороваться, а с бабушками в автобусе нет?» «Почему мама сердится, когда я не называю свое имя тете, если она мне сама велела не разговаривать с незнакомыми»?  «Кому нужно говорить «ты», а кому «вы»»? И это только некоторые из вопросов, которыми задается ребенок.

Дети, которые в силу тех или иных причин обладают высокими адаптивными способностями (умеют легко приспосабливаться к разным условиям), достаточно быстро усваивают модели поведения, принятые в обществе, но есть и такие, которым эта наука дается с большим трудом.

Что такое застенчивость?

Застенчивого ребенка очень легко узнать: вот он заходит в кабинет, прячется за маму, с тревогой смотрит на психолога, на вопросы отвечает после некоторой паузы, а может вообще молчать. В компании новых детей знакомиться сам не пойдет - предпочитает стоять в сторонке, наблюдать. Такой ребенок точно не станет лидером в компании сверстников, вряд ли будет давать сдачу обидчику… И тем не менее, даже за этим, на первый взгляд, одинаковым поведением, скрываются порой совершенно разные причины. Можно сказать, что застенчивость - это определенная поведенческая реакция, выработанная ребенком в конкретных ситуациях. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – от робости и смущения в присутствии других людей до необъяснимого страха общения или даже отказа от него. Выраженная в легкой степени, застенчивость может стать частью характера, своеобразной личностной чертой, в более тяжелых случаях она нарушает не только взаимодействие с окружающими, но и, в целом, жизнь ребенка и его близких.  Такое поведение является следствием, сочетанием даже не одной, а нескольких определенных причин.

Что может скрываться под «маской» застенчивости?

Дети - «интроверты»

В психологии есть такие понятия как «экстраверт» и «интроверт». Думаю, с этими понятиями знакомы многие. Экстраверсия и интроверсия, как темперамент дается человеку от рождения. Экстраверт – это человек, направленный вовне, а интроверт обращен в себя. Экстраверт больше внимания уделяет внешнему миру (другим людям, отношениям), а интроверт – миру внутреннему. И тот, и другой тип имеет свои плюсы и минусы, нельзя сказать, какой из них хуже, какой лучше (но, то, что в нашем обществе господствуют экстраверты это факт). Дети-интроверты предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей, для них предпочтительнее уединение. Если ребенок – интроверт, ему не нужна большая компания, множество друзей, но родители всеми силами пытаются сделать из него «экстраверта» (особенно если родители сами такие), то такой ребенок может выглядеть застенчивым. При этом сама по себе интроверсия никак не означает застенчивость! Например, 9 летний Никита мечтает о том, чтобы поехать к бабушке и научиться кататься на лошади, но заботливые родители (ведь у Никиты так мало  друзей!) отдают его в летний лагерь – мол, пусть учится знакомиться - ему полезно.    

В этом случае, необходимо родителям поближе «познакомиться» со своим ребенком, узнать, что для него важно, а что второстепенно, а также подумать над тем, как помочь ребенку – интроверту не стать застенчивым в мире экстравертов.

Дети с трудностями в обучении

Иногда под маской застенчивости прячутся речевые или интеллектуальные нарушения. Родители объясняют неудачи такого ребенка – его застенчивостью. «Он у нас стеснительный, поэтому мало играет». А на самом деле, ребенок в силу бедности фантазии, просто не умеет играть! Или «он смущается, поэтому так разговаривает», а при ближайшем рассмотрении, у ребенка обнаруживаются речевые нарушения (недостаточно богатый словарный запас, трудности в понимании обращенной к нему речи особенности звукопроизношения).

Дети с низкой самооценкой и неуверенные в себе

Застенчивость может быть следствием низкой самооценки и неуверенности в себе. Если ребенок, попадая в затруднительную ситуацию и оказываясь неуспешным, а вместо поддержки и обучения как себя вести, получает негативные оценки, то всякий раз, сталкиваясь с подобными ситуациями, он будет испытывать страх и неловкость. Среди застенчивых детей – это самая многочисленная группа. Такие дети считают себя неудачниками, ни на что не способными. Но их основная проблема – это реальное отсутствие навыков взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми, а также преобладание негативного опыта такого взаимодействия.

«Сверхзастенчивые» дети

Существуют еще и крайний вариант проявления застенчивости - «сверхзастенчивые» дети, которые с чужими людьми вообще не разговаривают. Такой ребенок может звонко щебетать в коридоре с мамой или бабушкой, но, заходя в кабинет к психологу – тут же замолкает или, в лучшем случае, кивает головой, выражая согласия или несогласие. Ребенок может спокойно и охотно общаться с другими детьми, но не разговаривать со взрослыми. Такая застенчивость на профессиональном языке называется – элективным мутизмом (избирательный отказ от речи). Это весьма серьезное нарушение, которому родители часто не уделяют нужного внимания: «Ну, с нами-то он разговаривает!», - успокаивают они себя. «Просто вы ему не нравитесь…», - оправдывают они поведение ребенка. Или уже банальное: «Перерастет». На самом же деле, проблема такого плана не разрешается сама собой, а только усугубляется со временем. Такая патологическая привычка - «говорю, с кем хочу и когда хочу», закрепляется и с годами становится все более трудно преодолимой.

Каковы причины такой «патологической застенчивости», как элективный мутизм?

Специалисты, работающие с такими детьми и изучающие данную проблему, пришли к выводу, что элективный мутизм – это патологический способ утвердить свое «я», удачно закрепившейся способ манипулирования окружающими. Такие дети очень упрямы и непреклонны не только в своем нежелании разговаривать, но и в обычных ежедневных делах, в игре. Иногда у них могут выявляться признаки каких-либо легких речевых нарушений, или некоторые особенности нервной системы, которые сами по себе не приводят к элективному мутизму. С одной стороны, такие дети очень чувствительны к критике, могут быть тревожны, эмоционально неустойчивы, но в то же время эгоцентричны, демонстративны в поведении, нуждаются в постоянном внимании и похвале. То есть, если представить элективный мутизм в виде формулы, то она может выглядеть примерно так: упрямство + повышенная чувствительность и болезненная реакция на критику +  желание постоянного внимания = …

Всегда ли после «равно» будет такой патологический способ самоутверждения, как элективный мутизм, и что нужно делать родителям, чтобы этого избежать?  

Психологи часто отмечают, что дети с элективным мутизмом бывают крайне эгоцентричны. Им часто бывает трудно кого-то пожалеть, посочувствовать. Они склонны считать себя самыми-самыми, «самыми несчастными» или «самыми особенными». С таким отношением к себе и к окружающим дети не рождаются. Это бывает обусловлено особым стилем воспитания, когда родители, в прямом смысле, «живут для ребенка», воспитывают его как короля (королеву), при этом, не особо заботясь о развитии таких человеческих качеств, как сочувствие,  сострадание, взаимопонимание. Часто детей с элективным мутизмом  родители чрезмерно опекают,  лишая их тем самым возможности делать ошибки и адекватно к ним относиться.

Более того, часто родители ожидают от детей слишком многого, значительно превышая уровень их возможностей. Ребенок, думая, что он самый умный и самый смышленый, сталкиваясь с трудностью, которая ему не по плечу, предпочитает  избежать такой ситуации вовсе, нежели быть неуспешным и лишиться любви близких людей. Вот почему провоцирующим фактором отказа взаимодействовать с окружающими часто является банальное требование другого взрослого, которое ребенок не может или думает, что не сможет выполнить.

Но, какие бы причины не привели ребенка к элективному мутизму, родителям, понимающим истинные причины данной проблемы, будет легче с ней справиться.   

Элективный мутизм, как патологическая застенчивость, включает в себя сочетание множества причин и для того, чтобы преодолеть  «сверхзастенчивость» и научить молчаливого упрямца говорить и взаимодействовать с людьми, понадобится много времени и очень большое терпение.

Застенчивость - это комплексное состояние, которое, как уже было описано выше, проявляется в разнообразных формах и является следствием различных причин. Помочь застенчивому ребенку – значит найти причину, которая вызывает такое состояние и поведение, и устранить ее. Это означает работу сразу по нескольким направлениям, однако помните, что вы изменяете неуспешное поведение ребенка, но не саму личность.

Как родители могут помочь своему ребенку?

1. В первую очередь, нужно узнать (с помощью специалистов), есть ли какие-либо реальные трудности у вашего ребенка (речевые нарушения, задержки в развитии) и если они есть, то работать над их преодолением. В любом случае, заботьтесь об уровне информированности вашего ребенка. Чтобы общаться и вести разговор, нужно достаточно знать.

2. Проанализируйте свой стиль воспитания, не является ли он «гиперопекающим» или «потворствующим», или наоборот, чрезмерно строгим «авторитарным». Наиболее благоприятным для застенчивых детей является «демократический» стиль воспитания. Важно, чтобы в семье все придерживались одного стиля, единых правил и требований к ребенку. В семье наиболее благоприятна атмосфера защищенности, поддержки, любви.  

3. Необходимо всячески поощрять и развивать самостоятельность ребенка (подумайте, что вы делаете за ребенка из того, что он мог бы делать сам). Позволяйте ребенку идти на разумный риск и переносить поражение - только так он научится адекватно относиться к ошибкам.

4. Учитесь правильно оценивать ребенка. Не стоит его хвалить за то, что дано ему от природы (красивая внешность, ум). Хвалите его всегда за конкретные достижения, при этом, стараясь отметить не его замечательные личные качества, а сам результат. Вместо: «Молодец, какой ты умный», - скажите: «Молодец, ты решил трудную задачу!» Или: «Я горжусь тобой, ты помог другу!»  Помните, что уверенность вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.

5. Важно обращать внимания такого ребенка на других людей, их чувства, мысли, стараться пробудить в его душе сострадание к чужим бедам.   

6. Ходите в гости, к друзьям, при этом, демонстрируйте ребенку собственные дружелюбие и приветливость. Обучайте ребенка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства. Можно, заранее в игре проигрывать роль ребенка («Что бы ты сказал…», «как бы ответил…»).

7. Читайте книги, сказки, рассказы по возрасту и обязательно обсуждать героев их общение, взаимодействие. Задавать ребенку вопросы о том, что бы он чувствовал и как бы повел себя на месте героев.

8. Играйте чаще в веселые подвижные и ролевые игры, в которых нет ситуации соревнования. Используйте игры, направленные на развитие мимики и жестов, ловкости. «Угадай эмоцию» «Изобрази животное» «Разговор с глухим человеком - жестами» Привлекайте в эти игры других, доброжелательных взрослых.

9. Если специалисты определили что у ребенка элективный мутизм – не нужно делать постоянный акцент на том, что ребенок не разговаривает с другими людьми, не стоит его просить и настаивать на этом, так вы только усилите его упрямство и уделите излишнее внимание нежелательному поведению. Помните, что такая патологическая застенчивость является следствием, и избавиться от нее можно только - устранив причины.

10. Не обращайте внимание на то, что ребенок «вдруг замолкает» или постоянно обижается в каких-то ситуациях и не называйте его «застенчивым», «стеснительным», «неуверенным в себе», как при нем, так при других людях – игнорируйте такое поведение и поощряйте его любые попытки взаимодействия со взрослыми.  

Пагубное влияние на все психическое развитие ребенка оказывает не только сама проблема (та, из-за которой его считают застенчивым),  но и ее вторичные последствия. Одно из них – это сам ярлык «застенчивости», благодаря которому дети начинают себя таковыми считать и вообще отказываются от попыток изменить ситуацию.  

Конечно, превратить застенчивого ребенка в популярного говоруна вряд ли удастся, но и не стоит ставить перед собой такой цели - достаточным успехом будет то, что ребенок будет комфортно себя чувствовать, общаясь с окружающими.


Литература:
1. Шишова Т. «Застенчивый невидимка»; Москва «Искатель», 1997
2. Зимбардо Ф. «Застенчивость; Москва, 1991

Анна Владимировна Симоненко, психолог УЗ «ГКДПД».

свернуть

Внимание! Детская агрессия!

Агрессия (в наиболее общем определении) – это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.

Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у животных. Агрессивная энергия накапливается с течением времени. И чем больше её в организме, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу. Лоренц полагал, что если человек участвует в действиях, не связанных с причинением ущерба, это ослабляет агрессию или предотвращает накопление агрессивной энергии до опасного уровня.


Агрессивное поведение в детском возрасте – достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена:

на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);
на близких людей;
на животных;
на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);
на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);
на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).

Мотивы агрессивного поведения у детей
 
Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты.

"Психологическая защита" – специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты – устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение конфликтной ситуации. Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не нормальным, а необычным способом разрешения ситуации, которая человеку не приятна. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда человек вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать "виновного" и продумывает способы мести (становится агрессивен).

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7–10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще.

Формы проявления агрессии у детей разного возраста

Исследования показывают, что младенцы часто проявляют гнев, если их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре, желая сохранить материнскую любовь.

Адаптация к режиму в детском саду сопровождается драками, царапаньем, плевками – то есть открытым проявлением агрессии. Но бывает и пассивное проявление ребёнком агрессии – упрямство, отказ от еды и игр, кусание ногтей.

Уровень агрессивности детей снижается в дошкольном возрасте. Пик их неуступчивости приходится на 2 года, а агрессивности – на 3 года. Если у ребёнка закрепились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректировать их очень сложно.

Поведение ребёнка существенно зависит от эмоционального климата в семье и прежде всего от того, как складываются его отношения с матерью. У 68 % годовалых детей, привязанных к матери, позже проявляется больше дружелюбия, они лучше учатся, меньше конфликтуют со взрослыми, больше уверенны в себе. Если же мать относится к воспитанию ребёнка халатно, то дети страдают, у них проявляются частые вспышки гнева, а впоследствии формируется стойкое агрессивное поведение (многие преступники не были привязаны к матери в раннем возрасте).

Агрессивные дети обычно вырастают в семьях, где ими мало интересуются, предпочитают физическое наказание терпеливому объяснению. Но наказание эффективно лишь тогда, когда оно адекватно поступку, последовательно и сопровождается доброжелательным, терпеливым объяснением правил поведения. В качестве наказания могут быть использованы лишение поощрений, временная изоляция от сверстников, а не физическое наказание и демонстрация враждебного отношения.

В целом, детская агрессия является обратной стороной беззащитности. Незащищённость порождает страх. Стараясь справиться со своими страхами, ребёнок прибегает к защитно-агрессивному поведению.

У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде порчи игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с животными, плача, крика, неуступчивости и упрямства.

У младших школьников чаще всего агрессия проявляется в словесной форме (насмешки, ругательства) по отношению к более слабым, например, к одноклассникам. Не редки и драки. Негативная реакция учителя может только усилить такое поведение, но всё же его авторитет побуждает ребёнка сдерживать себя.

Агрессивное поведение подростков часто означает "быть взрослым и сильным". Зависимость подростков от мнения сверстников – их особенность. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с отклоняющимся поведением. Наиболее высок уровень агрессивности у подростков, которые в классе являются лидерами или отверженными. Отрочество – острый кризис взросления. Этот кризис будет проходить быстрее и легче, если взрослые готовы формировать с подростками равноправные, партнёрские отношения и проявлять готовность к сотрудничеству.

Таким образом, возрастная динамика агрессии соответствует возрастным кризисам в 3–4 года, 6–7 лет и 14–15 лет.

В процессе социализации подростка агрессивное поведение выполняет ряд важных функций: оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации в мире взрослых.

Как вести себя с агрессивным ребёнком

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

просто "не замечайте" реакцию ребёнка (подростка);
выражайте понимание чувств ребенка: "Я понимаю, что тебе обидно";
переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".

КОММЕНТАРИИ. Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребёнка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого – необходимость для ребёнка и подростка. Часто именно недостаток такого внимания и ведёт к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии – мощный способ изменения нежелательного поведения.

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

"Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);
"Ты злишься?" (констатирующий вопрос);
"Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);
"Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);
"Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).

КОММЕНТАРИИ. Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твёрдость. Акцент делайте только на поступке, чтобы ребёнок (подросток) не услышал в тоне голоса, что вы против него. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того как ребёнок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции
Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь:
не повышать голос, не кричать, не устрашать;
не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";
не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
не оценивать личность ребёнка или его друзей;
не использовать физическую силу, не угрожать;
не читать нотации, проповеди;
не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

КОММЕНТАРИИ. Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Если взрослые попадаются на эту "удочку" – они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность устанавливать партнёрские отношения. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка
Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

"Ты, возможно, неважно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть" (публично минимизируйте вину ребёнка);
позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

КОММЕНТАРИИ. Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться "по-своему", инцидент будет исчерпан скорее.

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
внушайте спокойствие жестами, мимикой;
шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера").

КОММЕНТАРИИ. Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения. Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики, пантомимики высказанной им мысли.

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

игнорирование;
переключение внимания;
"изящный уход".

Изящный уход – это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра – самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Игры и упражнения для детей и подростков, склонных к агрессивному поведению

Эти игры освобождают ребёнка от накопившейся негативной энергии. Конечно, всякая другая игра, например подвижная, также снимает агрессию, но часто у родителей после тяжёлого рабочего дня нет сил бегать по квартире с ребёнком или пойти с ним на улицу. Данные игры минимизируют деятельность взрослого в игре с детьми, не требуют много места и особого оборудования. Предлагайте ребёнку поиграть, если вы видите, что для него "всё не то и не так", когда он зол или скучает, или когда он сам просит вас поиграть с ним.

Играя, соблюдайте следующие правила:

1. Всякий раз обязательно хвалите ребёнка: "Хорошо!", "Молодец!", "Умница!", "Как у тебя здорово получается!", "Смотри, как нам интересно!"

2. Атмосфера в процессе игры должна быть обязательно положительной. Наслаждайтесь игрой сами! Она снимет напряжение, раздражение, усталость.

3. Даже самые неожиданные и странные ответы ребёнка – хорошие! В игре нет "правильного" или "неправильного". Хорошо то, что оригинально и нестандартно.

ИГРА "ДА И НЕТ"

Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненные силы.

Оборудование: небольшой колокольчик.

Ход игры
Самое замечательное, что в игре задействован только голос. Вы с ребёнком должны будете вести воображаемый бой словами. Решите, кто начнёт и скажет слово "да", а другой будет говорить слово "нет". Весь ваш спор будет состоять из двух этих слов. Начать нужно очень тихо, вполголоса и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-то из вас двоих не решит, что громче уже некуда. Тогда он возьмет колокольчик и позвонит. Звон колокольчика – сигнал к тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине.

Если захотелось поиграть ещё, можно продолжить, поменявшись словами.

ИГРА "КЛЯКСЫ"

Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

Ход игры
Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть "кляксу" на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя "клякса".

Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих "кляксах" агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение "страшного рисунка" агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.

Родители должны брать для своей "кляксы" обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)

ИГРА "ПОВТОРИ ЗА МНОЙ"

Цель: снять у детей усталость, агрессию.

Оборудование: карандаши.

Ход игры
Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить этот ритм. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок задаёт свой ритм, и вы его повторяет. Можно задание усложнить, попросив определить, какая это песня.

ИГРА "ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ"

Цель: переключить внимания детей с агрессии на игру, развивать мышление и речь.

Оборудование: игрушки.

Ход игры
Предложите ребёнку принести 5–6 разных игрушек, разложить их перед вами и придумать загадку про какую-нибудь из них. Вы разгадываете, какая это игрушка. Если отгадаете правильно, ребёнок её убирает. И так далее. Придумывать загадки можно по очереди, меняясь местами. Это очень интересно. Дети 6–7 лет любят придумывать загадки.

ИГРА "РУБКА ДРОВ"

Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.

Ход игры
Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень, поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув "Ха!". Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2–3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.

Можете рубить дрова вдвоём, втроём, то есть всей семьёй. Тогда каждый должен сказать, сколько дров он нарубил.

ИГРА "ТУХ-ТИБИ-ДУХ"

Цель: снять у детей негативные эмоции.

Ход игры
Вы говорите: "Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси: "Тух-тиби-дух!" Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание, затем к маме (папе). Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует".

ИГРА "ПОСЛОВИЦЫ"

Цель: снять у детей усталость, раздражение, развивать воображение, речь, мышление.

Ход игры
Вы предлагаете ребёнку либо показать, изобразить простую пословицу, либо объяснить, как он понимает её смысл.

Например, пословицу "Тише едешь – дальше будешь" дети интерпретируют так: надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь домой.

Пословицы:
"Семь раз отмерь, один – отрежь"
"Дело мастера боится"
"На все руки мастер"
"Картошка поспела – берись за дело"
"Без труда не выловишь и рыбку из пруда"
"Больше дела – меньше слов"
"Горе есть – горюй, дело есть – работай"
"Заработанный хлеб сладок"
"Без работы пряников не купишь"
"Чтобы не ошибиться, не надо торопиться"
"Будешь книги читать, будешь всё знать"
"Ученье свет, а неученье – тьма"
"Дом без книги, что без окон"

ИГРА "РАЗРЫВАНИЕ БУМАГИ"

Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей (дошкольники, младшие школьники), выбросить негативные эмоции.

Оборудование: старые газеты.

Ход игры
Предложите ребёнку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Вы может тоже рвать бумагу вместе с ним. Когда куча в центре комнаты станет большой, пусть ребёнок поиграет с ней, подбрасывая кусочки вверх, разбрасывая их или прыгая на них.

УПРАЖНЕНИЕ "ТРИ СЛОВА"

Цель: снять усталость у детей, переключить внимание, развивать мышление.

Ход игры

Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова, то есть в каждом предложении обязательно должны быть все три данных слова:

озеро, медведь, карандаш;
улица, книга, фартук;
мяч, небо, цветок;
очки, сумка, велосипед.

Земцова Е. А. ,

старший преподаватель кафедры

частных методик ИПК и ПК БГПУ имени Максима Танка.

 

 

 

свернуть

Буллинг: как выжить ребенку в школе?

Что делать, если над ребёнком издеваются одноклассники? Школьная травля может иметь долгоидущие последствия для всех её участников. Исследования показывают, что жертвы и инициаторы школьной травли, достигнув 19–26 лет, чаще страдают от депрессии, тревожного расстройства, диссоциального расстройства личности, принимают наркотики и даже пытаются покончить жизнь самоубийством.

Родители и учителя должны разобраться в ситуации при первых признаках травли. Если пустить всё на самотёк, против ребёнка может ополчиться весь класс и его придётся перевести в другую школу.

Как помочь застенчивому ребёнку проявить себя
Застенчивые дети считают себя физически непривлекательными, с трудом заводят друзей, обладают низкой самооценкой и высоким уровнем тревожности. Кроме того, они кажутся менее умными и способными, чем разговорчивые дети.

Чтобы побороть у ребёнка застенчивость, учёные советуют почаще рассказывать о преимуществах общения, поощрять любые попытки вступить в разговор, знакомить с новыми людьми и учить описывать свои эмоции.

Что делать, если ребёнка раздражает школа и одноклассники
Для начала выясните, что вызывает раздражение. Если ребёнку неинтересно на уроках, пора искать новую школу. Если причиной тому конфликты с одноклассниками или учителями, идите и разбирайтесь. Если явных причин для неприязни нет, отведите ребёнка к психологу.

Как научить ребёнка решать любые конфликты
Один из способов — овладеть набором гибких навыков. В отличие от большинства навыков, которые дети получают в школе на уроках, гибкие навыки не имеют специализации. Они требуются везде и помогают решать многие профессиональные и жизненные задачи. Вот основные из них:

Коммуникативные навыки. Сюда входит умение общаться и слушать окружающих, умение вести себя адекватно ситуации, регулировать конфликты и поддерживать отношения.
Системное мышление. К нему относится умение утрясать конфликты, критически мыслить и принимать решения, умение собирать информацию из различных источников и находить оптимальный вариант.
Самоконтроль. Это умение контролировать импульсы и эмоции, различать их, направлять внимание, достойно вести себя в любой ситуации.
Мотивация. Сюда входит умение мотивировать себя, понимать, чем отличается мотивация разных людей.
Стойкость и психологическая адаптация. Это умение приспосабливаться к любой ситуации, справляться со стрессом и жизненными неурядицами.
Развить эти умения можно с помощью специализированной литературы и на тренингах.

Овладение гибкими навыками позволит не только выжить в школе, но и преуспеть после выпускного. Исследования показывают, что дети, имевшие развитые коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект, с большей вероятностью устраивались на хорошо оплачиваемые должности.

свернуть

Нежелание идти в школу свернуть

Отверженный - гонимый

Депрессия у детей и подростков свернуть

Меню раздела